Восстановление мировой экономике подходит к концу

Год назад, когда пандемия опустошала страну за страной, и экономика содрогалась, потребители были теми, кто панически покупал. Сегодня, на отскоке, это компании, яростно пытающиеся запастись.

Производители матрасов, производители автомобилей и производители алюминиевой фольги покупают больше материала, чем им нужно, чтобы пережить головокружительную скорость, с которой восстанавливается спрос на товары, и успокоить этот первобытный страх перед истощением. Безумие толкает цепочки поставок на грань захвата. Дефицит, транспортные узкие места и скачки цен приближаются к самым высоким уровням за последнее время, что вызывает опасения, что перегруженная мировая экономика будет способствовать инфляции.

Медь, железная руда и сталь. Кукуруза, кофе, пшеница и соевые бобы. Пиломатериалы, полупроводники, пластик и картон для упаковки. В мире, по — видимому, всего этого мало. “Вы называете это, и у нас есть дефицит”, — сказал Том Лайнбарджер, председатель и главный исполнительный директор производителя двигателей и генераторов Cummins Inc., по телефону в этом месяце. Клиенты “пытаются получить все, что могут, потому что видят высокий спрос”,-сказала Дженнифер Рамси, президент компании из Колумбуса, штат Индиана. “Они думают, что это продлится до следующего года.”

Разница между большим кризисом 2021 года и прошлыми перебоями в поставках заключается в его масштабах и в том факте, что, насколько кто — либо может судить, нет четкого конца. Большие или маленькие, немногие предприятия остаются в стороне. Крупнейший в Европе парк грузовых автомобилей, Girteka Logistics, говорит, что была борьба за то, чтобы найти достаточную вместимость. Корпорация Monster Beverage Corp. из Короны, штат Калифорния, имеет дело с дефицитом алюминиевых банок. Гонконгская компания MOMAX Technology Ltd. откладывает производство нового продукта из-за нехватки полупроводников.

Как мировые компании оказались в углубляющемся кошмаре цепочки поставок

Еще больше усугубляет ситуацию необычайно длинный и растущий список бедствий, которые потрясли сырьевые товары в последние месяцы. Странная авария в Суэцком канале привела к тому, что в марте мировое судоходство было приостановлено. Засуха нанесла ущерб сельскохозяйственным культурам. Глубокое замораживание и массовое отключение электроэнергии уничтожили энергетические и нефтехимические операции в центральной части США в феврале. Менее двух недель назад хакеры обрушили крупнейший топливопровод в США, подняв цены на бензин выше 3 долларов за галлон впервые с 2014 года. Теперь массовая вспышка Covid-19 в Индии угрожает ее крупнейшим портам.

Для тех, кто думает, что все это закончится через несколько месяцев, рассмотрим несколько неясный экономический индикатор США, известный как Индекс менеджеров по логистике. Этот показатель основан на ежемесячном опросе руководителей корпоративных служб снабжения, в ходе которого они спрашивают, где они видят расходы на запасы, транспортировку и склад — три ключевых компонента управления цепочками поставок — сейчас и через 12 месяцев. Текущий индекс находится на втором по величине уровне в рекордах, датируемых 2016 годом, и будущий показатель показывает небольшую передышку через год. В прошлом индекс оказался пугающе точным, соответствуя фактическим затратам примерно в 90% случаев.

Для Зака Роджерса, который помогает составлять индекс в качестве доцента в Колледже бизнеса Университета штата Колорадо, это смена парадигмы. В прошлом эти три области были оптимизированы для обеспечения низких затрат и надежности. Сегодня, когда спрос на электронную коммерцию стремительно растет, склады переместились с дешевых окраин городских районов в первоклассные гаражи в центре города или свободные помещения универмагов, где поставки могут быть осуществлены быстро, хотя и с более дорогой недвижимостью, рабочей силой и коммунальными услугами. Когда-то рассматривавшиеся как обязательства перед пандемией, более толстые запасы были в моде. Транспортные расходы, более волатильные, чем два других, не снизятся до тех пор, пока не снизится спрос.

“По сути, люди говорят нам, что будет трудно довести предложение до такого уровня, чтобы оно соответствовало спросу, — сказал Роджерс, — и из-за этого мы продолжим наблюдать некоторый рост цен в течение следующих 12 месяцев.”

Более известные барометры начинают отражать более высокие затраты для домашних хозяйств и компаний. Индекс потребительских цен в США, который исключает продукты питания и топливо, подскочил в апреле по сравнению с предыдущим месяцем больше всего с 1982 года. У ворот завода рост цен, взимаемых американскими производителями, был в два раза больше, чем ожидали экономисты. Если компании не передадут эти затраты потребителям и не повысят производительность, это съест их прибыль.

Растущий хор наблюдателей предупреждает, что инфляция неизбежно ускорится. Этой угрозы было достаточно, чтобы вызвать подземные толчки в мировых столицах, центральных банках, фабриках и супермаркетах. Федеральная резервная система США сталкивается с новыми вопросами о том, когда она повысит ставки, чтобы предотвратить инфляцию, и предполагаемый политический риск уже угрожает расстроить планы расходов президента Джо Байдена.

“Вы привносите все эти факторы, и это среда, которая созрела для значительной инфляции, с ограниченными рычагами”, — сказал Дэвид Ландау, главный директор по продуктам BluJay Solutions, британского поставщика логистического программного обеспечения и услуг.

Однако политики изложили ряд причин, по которым они не ожидают, что инфляционное давление выйдет из-под контроля. Губернатор ФРС Лаэль Брейнард недавно заявил, что чиновники должны быть “терпеливыми во время временного всплеска.” Среди причин спокойствия: большие всплески в последнее время частично объясняются искаженными сравнениями с резким падением год назад, и многие компании, которые в течение многих лет придерживались линии на повышение цен, теперь остаются сдержанными в отношении них. Более того, США розничные продажи остановились в апреле после резкого роста месяцем ранее, а цены на сырьевые товары недавно отступили от многолетних максимумов.

У чиновников ФРС есть шесть причин сделать ставку на то, что всплеск инфляции пройдет

В перекрестных потоках оказался Деннис Волкин, чья семья на протяжении трех поколений занималась производством матрасов для детских кроваток. Экономический рост, как правило, хорош для продаж детских кроватей. Но дополнительный спрос мало что значит без ключевого ингредиента: пенопластовой прокладки. Был запущен вид пенополиуретана, который использует Уолкин, отчасти из — за глубокой заморозки на юге США в феврале, а также из-за того, что “компании перезаказывают и пытаются накопить все, что могут.”

“Это вышло из-под контроля, особенно в прошлом месяце”,-сказал Уолкин, вице-президент по операциям компании Colgate Mattress в Атланте, компании с 35 сотрудниками, которая продает продукты в целевых магазинах и независимых розничных торговцах. — Мы никогда не видели ничего подобного.”

Хотя пенополиуретан на 50% дороже, чем он был до пандемии Covid-19, Уолкин купил бы вдвое больше, чем ему нужно, и искал бы складские помещения, а не отклонял заказы от новых клиентов. “Каждая компания, подобная нам, собирается перекупить”, — сказал он.

Даже транснациональные компании с цифровыми системами управления поставками и группами людей, контролирующих их, просто пытаются справиться. Whirlpool Corp. Генеральный директор Марк Битцер сказал Bloomberg Television в этом месяце, что его цепочка поставок “в значительной степени перевернута”, и производитель бытовой техники постепенно повышает цены. Обычно Whirlpool и другие крупные производители производят товары на основе входящих заказов и прогнозов по этим продажам. Теперь он производит на основе того, какие детали доступны.

“Это что угодно, только не эффективное или нормальное, но именно так вы должны управлять им прямо сейчас”, — сказал Битцер. “Я знаю, что есть разговоры о временном всплеске, но мы видим, что это повышается в течение длительного периода.”

Напряжение тянется вплоть до глобального производства сырья и может сохраняться, потому что способность производить больше дефицитного — с дополнительным капиталом или рабочей силой — медленно и дорого наращивается. Цены на пиломатериалы, медь, железную руду и сталь выросли в последние месяцы, поскольку поставки сокращаются в условиях более сильного спроса со стороны США и Китая, двух крупнейших экономик мира.

Сырая нефть также растет, как и цены на промышленные материалы-от пластмасс до резины и химических веществ. Некоторые из увеличений уже пробиваются на полку магазина. Reynolds Consumer Products Inc., производитель одноименной алюминиевой фольги и здоровенных мешков для мусора, планирует еще один раунд повышения цен — третий только в 2021 году.

Расходы на питание тоже растут. Наиболее потребляемое в мире пищевое масло, обработанное из плодов масличных пальм, подскочило более чем на 135% в прошлом году до рекордного уровня. Соевые бобы впервые с 2012 года превысили 16 долларов за бушель. Фьючерсы на кукурузу достигли восьмилетнего максимума, в то время как фьючерсы на пшеницу выросли до самого высокого уровня с 2013 года.

Показатель мировых цен на продовольствие Организации Объединенных Наций вырос в апреле на 11-й месяц, достигнув самого высокого показателя за последние семь лет. Цены находятся в самом длительном росте более чем за десятилетие на фоне беспокойства о погоде и всплеска покупок урожая в Китае, который сокращает поставки, угрожая более быстрой инфляцией.

Ранее в этом месяце индекс сырьевых спотов Bloomberg достиг самого высокого уровня с 2011 года.

Большая причина для ралли — экономика США, которая восстанавливается быстрее, чем большинство. Доказательства этого плавают у берегов Калифорнии, где десятки контейнеровозов ждут разгрузки в портах от Окленда до Лос-Анджелеса. Большинство товаров поступает из Китая, где правительственные данные на прошлой неделе показали, что цены производителей выросли больше всего с апреля 2017 года, что подтверждает, что давление на цены на заводы этой страны представляет еще один риск, если они будут переданы розничным торговцам и другим клиентам за рубежом.

В мировом производственном центре Восточной Азии блокировки особенно остры. Нехватка полупроводников уже распространилась из автомобильного сектора на очень сложные цепочки поставок смартфонов в Азии.

Маклер

Пишу о фондовых и финансовых рынках Анонсирую свои статьи

Добавить комментарий